Тип работы: контрольная работа

Категория: Рефераты по экономике

Добавлен: 15.11.2019

Комментарии: 0

Язык: Русский

Формат файла: MS Word 12,73 kb

Время на чтение: 7 мин., 17 сек.

Теги: влияние, продукция, производство, качество, механизм, эффективность

Рейтинг:

0 из 5. Оценок: 0.

Тема: Механизм влияния качества продукции на эффективность производства

В условиях перехода к рыночной экономике повышение качества продукции как наиболее важной составляющей конкурентоспособности – одна из самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые системы качества, совершенствовать или реконструировать ранее созданные.

Согласно ГОСТ 15467–79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

По международному стандарту ИСО 8402–86, качество продукции (услуги) – совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность = ;

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;

2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;

3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;

4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

,

где ∆П – общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

∆Пv – дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;

∆Пу – дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

Сд – дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;

Cбр – величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Дополнительные текущие затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции, можно определить из выражения:


,

где Ззп – возможные дополнительные расходы на заработную плату рабочих и Единый социальный налог, связанные с повышением уровня их квалификации;

Зм – возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с приобретением сырья и материалов более высокого качества;

Зук – возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с необходимостью создания и функционирования системы управления качеством;

Зотк – возможные дополнительные расходы ОТК, связанные с увеличением объема работ в этом подразделении;

А – возможное увеличение или снижение амортизационных отчислений вследствие внедрения новой техники.

Величину снижения затрат на производство продукции в связи

с сокращением брака можно определить из выражения:

,

где d1 , d2 – доля бракованной продукции в производственной себестоимости до и после улучшения качества;

С2 – производственная себестоимость выпускаемой продукции после улучшения качества.

Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:

,

где Цн , Цст – новая и старая продажная цена;

Сст , Сн – себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;

Vст , Vн – объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

,

где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К – дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен ) или с рентабельностью активов предприятия (Rа ):

,

Если Е > Ен , или Е > Rа , то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение технического уровня производства;

• повышение уровня квалификации персонала;

• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию продукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом – позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Таким образом, достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:

• увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;

• обеспечить конкурентоспособность продукции;

• повысить имидж предприятия;

• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.


Задача 1

Определите стоимость высвобождения оборотных средств в отчетном году, если стоимость производственных фондов составила 2000 тыс. руб., доля основных производственных фондов – 0,6, себестоимость реализованной продукции – 14 000 тыс. руб., прибыль – 2000 тыс. руб. Длительность одного оборота оборотных средств сократилась в отчетном году на 6 дней.

Решение

1. Определим среднегодовой остаток оборотных средств:

2. Определим объем реализованной продукции:

3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном году:

4. Длительность одного оборота в днях:

5. Длительность одного оборота в днях в предыдущем году:


6. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в предыдущем году:

7. Абсолютное высвобождение оборотных средств:

Задача 2

За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость – 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды – 4,8 млн. руб., материальные ресурсы – 6,0 млн. руб. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%.

В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно – технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10% и среднюю заработную плату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.

Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции .

Решение

1. Определим удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции:

ДЗП = (ЗПОО ) ´100% = (4,8/12) ´100% = 40%.

2. Снижение себестоимости продукции за счёт роста производительности труда и роста заработной платы:

D С ¢ = (1 I ЗП / I ПТ ) ´ ДЗП = (1 – 1,08/1,1)´ 40% = 0,727%,

где I ЗП = (100+ D ЗП ) / 100 = 1,08 индекс заработной платы;

I ПТ = (100+ D ПТ ) / 100 = 1,1 индекс производительности труда;

3. Процент изменения уровня себестоимости в зависимости от уровня постоянных расходов и объёма производства:

D С ¢¢ = (1 I ПОСТ / I ОП ) ´ ДПО = (1 – 1/1,15)´50% = 6,52%,

где I ПОСТ = 1 индекс постоянных расходов;

I ОП = (100+ D V Т ) / 100 = 1,15% индекс объёма производства;

4. Определяем долю материальных затрат в себестоимости продукции:

ДМ = (МРО / СО ) ´100% = (6/12) ´100% = 50%.


5. Процент изменения уровня себестоимости за счёт экономии материалов и роста цен на них:

D С ¢¢¢ = (1 I Н ´ I Ц ) ´ ДМ = (1 – 0,95´ 1,06)´50% = -0,35%,

где I Н = (100 D НМР ) / 100 = 0,95% индекс снижения нормы расхода материалов;

I Ц = (100+ D МР ) / 100 = 1,06% индекс повышения цен на материалы;

6. Суммарное снижение себестоимости в плановом периоде:

D С S = D С ¢ + D С ¢¢ + D С ¢¢¢ = 0,73+ 6,52 – 0,35 = 6,897%.

7. Плановая себестоимость товарной продукции:

СП = СО ´ (1 + D С S / 100) = 12´(1 + 6,9/100) = 12,828 млн. руб.

8. Объем товарной продукции в плановом периоде:

VT = VT ´(1 + DVT / 100) = 15´(1 + 15 / 100) = 17,25 млн. руб.

9. Плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:

ЗП = СП / VT = 12,828/17,25 = 0,74 руб.

Список литературы

1.Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006;

2.Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005;

3.Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;

4.Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. – 3-е изд. – Мн.: Выш.шк., 2005.


Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о работе.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий